По какому принципу Бог выбирает, кого нужно вразумлять

Диалог

На вопрос отвечает протоиерей новосибирского храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» отец Алексей Солодкин.

Спрашивает Александра из Москвы:

1. У человека есть свобода воли. Он может принять Бога, может сознательно его отвергать. Может совершать поступки, которые с точки зрения религии/церкви/Бога неприемлемы.
И возникает вопрос: есть масса упоминаний в духовной литературе, в публичных выступлениях священников и т. д., что Бог с помощью скорбей, испытаний может воздействовать на человека (духовенство обычно говорит «вразумлять»). Получается, Бог нарушает эту свободу воли или вмешивается в неё. По какому принципу происходит этот выбор — кого вразумлять? Почему, например, где-то идёт война, гибнут люди, но Бог не вразумляет агрессора, а какого-то конкретного человека, например, не влияющего особо на что-то, Он может вразумить?

2. Есть мнение Ваших коллег, которые говорят: чтобы Бог ответил на просьбу/молитву, нужно сделать шаг навстречу. Сходить на исповедь, держать пост или что-то ещё. Почему, даже после того, когда человек делает этот шаг, Бог ему не отвечает?
Есть, конечно, вариант, что просимое ему неполезно, или ещё не время. Но здравомыслящие люди способны трезво оценить ситуацию. Если то, что человек просит ему и полезно, и своевременно, но Бог этого не даёт, возникают мысли, что и Бога нет.

3. Существуют религии помимо Православия. Например, ислам и буддизм. Есть примеры, когда происходили чудеса после чтения Корана (человек исцелялся или что-то ещё). Или, например, буддистские монахи, которые также дают обеты и проводят свою жизнь в служении, если это можно так назвать.
Но, Православие говорит, что истинный Бог — Христос, а что тогда будет с теми людьми, которые верили в другого бога, что их ждёт после смерти?
Или, например, до сих пор существуют племена, которые о Христе и знать не могут. И о Евхаристии и соблюдении заповедей, естественно тоже. Они живут первобытной общиной, и что будет с ними после смерти? Ведь потом должен быть рай или ад… Хотя мне кажется, что и рай и ад начинаются уже здесь, на Земле, в душе человека.

4. Что думает священник, когда к нему, например, после службы подходит человек и начинает задавать вопросы, схожие с моими? Ему смешно, досадно или безразлично? Что Вы бы подумали/почувствовали, если бы я к Вам подошла с такими вопросами для личной беседы?

Аудиозапись в архиве на Яндекс диске (прослушать/скачать)