О воле Божией, свободе воли и предопределении

Диалог.
Вопросы из рубрики «ВОПРОС-ОТВЕТ» от нашего постоянного слушателя Алексея Кострыкина:
«1. Если Бог всеблаг, всесовершенен и, создавая человека, не подразумевал его последующее обязательное грехопадение (ведь, по определению некоторых характеристик Бога, Создатель не мог и не может создать или сделать что-либо ущербное, имеющее какой-либо изъян), то как же Он еще прежде создания мира уже предусмотрел спасение людей через крестную смерть Иисуса Христа?
2. Если Бог подразумевал обязательное грехопадение при создании человека, то в чем же виноват несчастный Адам, так не совершенно созданный человек (как оказалось с изъяном), что только и исполнил задуманное о нем своим Творцом? То есть, как и должен был поступить “по-своему”, а не по Божьей воле, так и поступил он. Но тогда, справедливо ли называть это действие греховным или грехопадением, если это действие человека было заложено Создателем; более того, Бог ждал этого часа (ну, просто потому, что не могло это быть для Бога внезапным и неожиданным, значит Он ждал)?
3. Если называть нормальный ход событий грехопадением не справедливо, то за что было наказывать, проклинать “терниями и волчцами”, “болезнями при родах и хлебом с потом на лице”?.. Да и наказание ли это, может, это закономерность?..»

Отвечает протоиерей храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» о. Алексей Солодкин.

 

Аудиозапись в архиве на Яндекс.Диск (прослушать/скачать)